ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ И
УСТАНОВКИ
Schafer В.,
Petermann F. Vorurteile und Einstellungen. Koln: Deutscher Instituts-Verlag, 1988. 472 S.
Рецензируемая книга
представляет собой сборник статей западногерманских психологов — представителей
научной школы Р. Берглера по проблеме социальной ориентации. Основополагающая
идея этой школы состоит в утверждении взаимосвязи социальных установок со
стереотипами, предубеждениями и социальными образами в аспекте их ориентирующей
функции. В трех частях книги представлены общетеоретические позиции авторов,
способы решения методических проблем и результаты конкретных исследований.
Теоретическая часть открывается статьей Б. Шефера
«Направления развития исследований стереотипов и предубеждений». Развивая
концепцию стереотипных систем Р. Берглера, автор обсуждает структуру
стереотипов и предубеждений, социальные условия их возникновения и динамики,
роль исследований социальных когнитивных процессов в объяснении природы стереотипов
и предубеждений и др. В решении поставленных вопросов широко используется
теория социальной идентификации. Теоретические положения автор аргументирует
результатами собственных экспериментальных исследований феноменов социальных
установок, стереотипов, предубеждений среди различных этнических и национальных
групп (поляки, евреи, чехи,
167
немцы, русские и др.). Эти данные представляют несомненный интерес для практического
решения национальных проблем.
В статье Б. Шледера подробно анализируется понятие
предубеждения, выделяются его дифференцирующие признаки (когнитивные,
аффективные, поведенческие). Социальные предубеждения рассматриваются во
взаимосвязи с процессами коммуникации, которые влияют на динамику первых. Автор
опирается на концепцию коллективных представлений Э. Дюркгейма и концепцию
социальной репрезентации С. Московиси. Подчеркивается особое значение
взаимосвязи предубеждений с социальными оценками, идеологиями,
мировоззренческими позициями. Автор считает, что генезис и стабилизация предубеждений
непосредственно зависят от их проникновения в традиционные идеологические
структуры. Он экспериментально исследовал вопрос о возникновении социальных
установок по отношению к иностранцам, проживающим в ФРГ. Утверждение ведущей
роли социальных представлений в генезисе и динамике социальных предубеждений
определяет позицию социальных психологов школы Р. Берглера в решении проблемы
социальной ориентации.
В статье Б. Перцген анализируется взаимосвязь
я-концепции и предубеждений, а также механизмов восприятия человеком самого
себя и восприятия других людей. Я-концепция рассматривается как условие
восприятия других людей и генезиса предубеждений.
Все содержание теоретической части отличается
четкой постановкой вопросов, точными определениями выделенных понятий,
экспериментально аргументированными выводами о доминирующей роли социально-психологических
причин в возникновении предубеждений. Но данные работы не могут претендовать на
статус завершенной социально-психологической теории установок и предубеждений,
так как круг поставленных в них вопросов ограничен. Авторы фактически
игнорируют роль бессознательного в генезисе установок. Привлечение понятий
«субъективные теории» и я-концепция явно недостаточно для понимания внутренних
механизмов предубеждений. Что касается механизмов взаимосвязи социальных
предубеждений с внешними социально-психологическими феноменами, то они
рассматриваются несколько абстрактно: реальность показывает, что коммуникация и
интенсивное взаимодействие людей далеко не всегда приводят к желаемым
изменениям в социальных предубеждениях.
Вторая часть книги посвящена методическим
проблемам исследования установок и предубеждений. В статье Ф. Петерманна дается
подробная характеристика косвенных и прямых методов измерения установок и
предубеждений. Рассматриваются измеряемые параметры установки: ее сила,
интенсивность, надежность, стабильность, скорость и легкость актуализации.
Конкретные примеры измерения различных установок
(установок на ведение здорового образа жизни, на употребление наркотиков и др.)
приводятся в статье Г. Рудингера. Автор исходит из трехкомпонентной структуры
установки, включающей аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. С
помощью факторного анализа измеряются стабильность каждого из выделенных
компонентов и прочность их взаимосвязей. Приводятся статистические данные
объективности, валидности и надежности используемых методов.
Третья, заключительная часть содержит описание
результатов конкретных исследований предубеждений и установок. Ф. Вайнерт, А.
Хелмке и Ф., Шрадер изучали предубеждения общественности по отношению к
предубеждениям матерей, оценивающих своих детей. В результате проведенного ими
исследования, которое может служить образцом культуры исследовательского труда,
авторы сделали вывод о несостоятельности общего предубеждения о том, что матери
склонны переоценивать своих детей.
В центре внимания X.
Бирхофа и К. Шрайбер — влияние стереотипов в ситуациях ложных ожиданий.
Исследуется, в какой степени эффекты стереотипов проявляются в различных
конфликтных ситуациях. Обсуждается влияние ложных ожиданий на развитие чувства
доверия и симпатии, на поведение в момент возникновения конфликта, на выбор
поведенческой стратегии в конфликтной ситуации. Авторы считают, что весь
процесс интеракции с самого начала определяется возникающими ожиданиями в
процессе восприятия партнера. Подчеркивается роль внешности партнера в этом
процессе. Склонность к сотрудничеству, желание соревноваться, проявления
альтруизма в конфликтных ситуациях являются, по мнению исследователей, доказательством
того, что имеющиеся до начала взаимодействия стереотипы значительно
ограничивают процессы социальной перцепции.
В статье В. Нойбауэра обсуждаются вопросы
взаимосвязи социальной категоризации
168
и психологического давления, власти и доверия,
процессов взаимодействия начальников и подчиненных в бюрократических
организациях и на предприятиях тяжелой индустрии. Для нормального развития
производственных отношений важнейшее значение, по мнению автора, имеют
надежность подчиненных при выполнении заданий и лояльное отношение начальника.
В противном случае используется глобальная стратегия власти в форме прямого
контроля, угрозы наказанием и подчеркивания формальных различий в социальном
положении. Рецензируемая книга представляет собой реальный вклад в развитие
современной социальной психологии, содержит достаточно новых оригинальных идей,
чтобы вызвать интерес специалистов.
Н. Б. Михайлова
г. Горловка