Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ И УСТАНОВКИ

Schafer В., Petermann F. Vorurteile und Einstellungen. Koln: Deutscher Instituts-Verlag, 1988. 472 S.

 

Рецензируемая книга представляет собой сборник статей западногерманских психологов — представителей научной школы Р. Берглера по проблеме социальной ориентации. Основополагающая идея этой школы состоит в утверждении взаимосвязи социальных установок со стереотипами, предубеждениями и социальными образами в аспекте их ориентирующей функции. В трех частях книги представлены общетеоретические позиции авторов, способы решения методических проблем и результаты конкретных исследований.

Теоретическая часть открывается статьей Б. Шефера «Направления развития исследований стереотипов и предубеждений». Развивая концепцию стереотипных систем Р. Берглера, автор обсуждает структуру стереотипов и предубеждений, социальные условия их возникновения и динамики, роль исследований социальных когнитивных процессов в объяснении природы стереотипов и предубеждений и др. В решении поставленных вопросов широко используется теория социальной идентификации. Теоретические положения автор аргументирует результатами собственных экспериментальных исследований феноменов социальных установок, стереотипов, предубеждений среди различных этнических и национальных групп (поляки, евреи, чехи,

 

167

 

немцы, русские и др.). Эти данные представляют несомненный интерес для практического решения национальных проблем.

В статье Б. Шледера подробно анализируется понятие предубеждения, выделяются его дифференцирующие признаки (когнитивные, аффективные, поведенческие). Социальные предубеждения рассматриваются во взаимосвязи с процессами коммуникации, которые влияют на динамику первых. Автор опирается на концепцию коллективных представлений Э. Дюркгейма и концепцию социальной репрезентации С. Московиси. Подчеркивается особое значение взаимосвязи предубеждений с социальными оценками, идеологиями, мировоззренческими позициями. Автор считает, что генезис и стабилизация предубеждений непосредственно зависят от их проникновения в традиционные идеологические структуры. Он экспериментально исследовал вопрос о возникновении социальных установок по отношению к иностранцам, проживающим в ФРГ. Утверждение ведущей роли социальных представлений в генезисе и динамике социальных предубеждений определяет позицию социальных психологов школы Р. Берглера в решении проблемы социальной ориентации.

В статье Б. Перцген анализируется взаимосвязь я-концепции и предубеждений, а также механизмов восприятия человеком самого себя и восприятия других людей. Я-концепция рассматривается как условие восприятия других людей и генезиса предубеждений.

Все содержание теоретической части отличается четкой постановкой вопросов, точными определениями выделенных понятий, экспериментально аргументированными выводами о доминирующей роли социально-психологических причин в возникновении предубеждений. Но данные работы не могут претендовать на статус завершенной социально-психологической теории установок и предубеждений, так как круг поставленных в них вопросов ограничен. Авторы фактически игнорируют роль бессознательного в генезисе установок. Привлечение понятий «субъективные теории» и я-концепция явно недостаточно для понимания внутренних механизмов предубеждений. Что касается механизмов взаимосвязи социальных предубеждений с внешними социально-психологическими феноменами, то они рассматриваются несколько абстрактно: реальность показывает, что коммуникация и интенсивное взаимодействие людей далеко не всегда приводят к желаемым изменениям в социальных предубеждениях.

Вторая часть книги посвящена методическим проблемам исследования установок и предубеждений. В статье Ф. Петерманна дается подробная характеристика косвенных и прямых методов измерения установок и предубеждений. Рассматриваются измеряемые параметры установки: ее сила, интенсивность, надежность, стабильность, скорость и легкость актуализации.

Конкретные примеры измерения различных установок (установок на ведение здорового образа жизни, на употребление наркотиков и др.) приводятся в статье Г. Рудингера. Автор исходит из трехкомпонентной структуры установки, включающей аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. С помощью факторного анализа измеряются стабильность каждого из выделенных компонентов и прочность их взаимосвязей. Приводятся статистические данные объективности, валидности и надежности используемых методов.

Третья, заключительная часть содержит описание результатов конкретных исследований предубеждений и установок. Ф. Вайнерт, А. Хелмке и Ф., Шрадер изучали предубеждения общественности по отношению к предубеждениям матерей, оценивающих своих детей. В результате проведенного ими исследования, которое может служить образцом культуры исследовательского труда, авторы сделали вывод о несостоятельности общего предубеждения о том, что матери склонны переоценивать своих детей.

В центре внимания X. Бирхофа и К. Шрайбер — влияние стереотипов в ситуациях ложных ожиданий. Исследуется, в какой степени эффекты стереотипов проявляются в различных конфликтных ситуациях. Обсуждается влияние ложных ожиданий на развитие чувства доверия и симпатии, на поведение в момент возникновения конфликта, на выбор поведенческой стратегии в конфликтной ситуации. Авторы считают, что весь процесс интеракции с самого начала определяется возникающими ожиданиями в процессе восприятия партнера. Подчеркивается роль внешности партнера в этом процессе. Склонность к сотрудничеству, желание соревноваться, проявления альтруизма в конфликтных ситуациях являются, по мнению исследователей, доказательством того, что имеющиеся до начала взаимодействия стереотипы значительно ограничивают процессы социальной перцепции.

В статье В. Нойбауэра обсуждаются вопросы взаимосвязи социальной категоризации

 

168

 

и психологического давления, власти и доверия, процессов взаимодействия начальников и подчиненных в бюрократических организациях и на предприятиях тяжелой индустрии. Для нормального развития производственных отношений важнейшее значение, по мнению автора, имеют надежность подчиненных при выполнении заданий и лояльное отношение начальника. В противном случае используется глобальная стратегия власти в форме прямого контроля, угрозы наказанием и подчеркивания формальных различий в социальном положении. Рецензируемая книга представляет собой реальный вклад в развитие современной социальной психологии, содержит достаточно новых оригинальных идей, чтобы вызвать интерес специалистов.

 

Н. Б. Михайлова

г. Горловка